Bilderlings Pay пообщался с руководителем отдела электронной коммерции налогового управления Службы госдоходов Латвии Арнисом Либензонсом о будущем криптовалют, участии государства в этом вопросе и юридических аспектах внедрения криптовалюты в повседневную жизнь латвийцев.

Недавно в новостях прошло сообщение, что котировка биткоина достигла рекордной отметки: 8 тысяч за евро. Пришел момент, когда предприниматели задумываются, что пора закрыть весь свой старый бизнес и начинать работать в криптовалюте.

Как на ваш взгляд в этой ситуации сегодня следует действовать предприятиям, не зная, что их ждет впереди?

– Нельзя сказать, как каждому нужно действовать в конкретном случае. Но мы видим, что случаи использования криптовалют постоянно растут. Поэтому есть предприятия, которые это делают. Каждая фирма должна оценить свои риски. Но, к сожалению, эти вопросы законодательно до сих пор не отрегулированы.

Действительно, всё чаще приходят фирмы, которые хотят продавать за биткоины, или устанавливать биткойновые автоматы. Но им надо быть просто готовыми к тому, что в какой-то момент это всё будет законодательно урегулировано. И тогда придется считаться с последствиями.

А как сейчас Служба государственных доходов относится к сделкам за биткоины? По крайней мере, насколько я знаю, один пентхаус в Юрмале пытаются продать за биткойны.

– И в Межапарке есть дома, которые пытаются точно так же продать. Учитывая мнение Министерства финансов, биткойн на данный момент является договорным средством платежа. В отношении недвижимости это не является чем-то нелегальным. В Земельной книге заключается договор купли-продажи, с этой точки зрения здесь нет никаких проблем. Единственный нюанс, который интересует Службу государственных доходов, наступает в тот момент, когда биткойны преобразуются в конкретную валюту, То есть, соответственно, если есть прибыль или какие-то доходы, тогда это просто облагаемый доход.

Налог с НДС?

– Дело в том, что биткойн не облагается НДСом. Существует Европейское судебное решение, в котором говорится, что биткойн не является товаром. В то же самое время биткойн — это все же не деньги. В том же самом решении не сказано, что биткойн является деньгами или платежным средством. Аналогичное мнение имеют и центральные банки Европы: биткоин – не деньги, они не являются финансовым средством. Поэтому на сегодня это нечто среднее: НДС-ом он действительно не облагается, но в тот момент, когда ты меняешь его на общепризнанную валюту, у тебя возникает либо прибыль, либо убыток…

То есть, в данном случае мы платим только подоходный налог с населения (ПНН)?

– Физические лица платят ПНН, юридические – ПНП (*подоходный налог с предприятий). Так что, да.

Правильно ли я поняла, что нам, как участникам рынка, теперь надо зарегистрироваться у вас и задекларировать свои счета криптовалюты? И есть ли при этом какие-то дополнительные условия?

– На данный момент такого требования в отношении физических лиц нет. Есть только в отношении электронных финансовых учреждений, если они используют криптовалюту в своей хозяйственной деятельности. Более подробно я пока не могу прокомментировать.

А если попытаться спрогнозировать ситуацию?

– Я думаю, что в какой-то момент криптовалюта будет официально регулироваться государствами. Дело в том, что биткойн — это псевдоанонимная валюта. Когда ты знаешь номер кошелька, ты можешь видеть, наблюдать за фирмой, за входящим, исходящим денежным, ну, условно, биткойновским потоком. Но, если ты этого не знаешь, скажем, куда и за что эти деньги ушли, тогда и в тот момент она становится немного анонимной, и в связи с этим могут возникнуть проблемы с точки зрения AML (Anti Money Laundering), борьбы с отмыванием средств.

И что вы могли бы посоветовать инновативным и новым формам бизнеса, которые только планируют работать с криптовалютами?

– Во-первых, надо быть готовыми к условиям AML. Например, когда биткоины превращаются в общепризнанные деньги, нужно будет исполнить все эти требования. Надо знать происхождение денег своих клиентов и тому подобное. И, во-вторых, необходимо верно оценивать риски. Биткойн – очень нестабильная валюта, которая может быстро достигнуть восьми евро, а потом опуститься до пяти.

Например, если я продаю товар и в обмен я получаю биткойны, тогда товар надо оценить, в любом случае, даже если это бартер. И по закону товар должен быть обложен НДС-ом. Тогда, естественно, этот НДС должен быть включен в цену товара. То есть, всё равно нужно ввести в бухгалтерский учет, и, когда у него есть стоимость, тогда и надо платить налог.

Сложно сказать, что будет дальше. В своей мере стоимость биткойна зависит от количества людей, которые его используют. В то же самое время биткойн является договорным средством платежа. Эта технология используется в первый раз, но в принципе, она не идеальна, там есть, где совершенствоваться. Поэтому, возможно, появится что-то новое, какое-то свежее технологическое решение. На данный момент, это просто вопрос доверия. Попросту, только то, что люди доверяют, как  государственным учреждениям, так и банкам, определяет то, что сегодня криптовалюта котируется.

Как вы оцениваете интерес в Латвии в этом вопросе?

– Действительно, количество сделок по биткойнам в Латвии увеличивается достаточно резко. Но тут нужно понимать, что у нас в стране много людей, например, играет на форексе, на изменении курса валют. Поэтому и биткойн, учитывая это повышение цены, привлекает большую часть этих людей. Но это не значит, что эти люди активно его используют в какой-то хозяйственной деятельности. Есть у нас и интернет-магазины и, да, недавно прошло в новостях,  что одна строительная фирма начала предлагать рассчитываться биткойном. Но это все равно нельзя назвать четкой тенденцией.

А как вы оцениваете уровень информированности наших людей по этой проблематике?

– Разумеется, если люди занимаются бизнесом, который связан с этой тематикой, то они в ней ориентируются. Для них это просто вопрос выживания. И у нас есть какое-то количество таких фирм, где работают достаточно знающие люди. А насчет рядовых граждан, затрудняюсь ответить.

Скажите, пожалуйста, является ли биткойн платежным поручением? В рекламе этой «валюты» постоянно упоминается, что они взаимодействуют со Службой государственных доходов и что будет возможно, например, заплатить за iPhone с помощью  биткойнов?

– Я не вижу тут проблемы. Хотя бы с такой точки зрения,  что я не могу, например, купить или продать iPhone за биткойны, а потом, скажем, сходить в Maxima или Rimi с биткойнами и купить продукты. Или оплатить там счета, скажем. То есть в любой момент биткоин всё равно надо превратить в «нормальные» деньги. Но даже если криптовалюта войдет в общую жизнь потребителя, в этот момент политические регуляторы начнут задумываться о том, все ли в порядке и примут соответствующие решения.

А надо ли волноваться тем предприятиям, которые уже работают по всем этим AML условиям?

– Это зависит от их вида деятельности. Если они становятся AML субъектами, то, в принципе, им надо волноваться, потому что в июле следующего года вступит в силу

AML-протокол и, соответственно, к ним могут применить наказание. Но если, скажем, это простой интернет-магазин, который просто покупает, продает, тогда на самом деле там эта проблема намного меньше. На мой взгляд, следует больше волноваться по поводу рыночного, экономического риска.

Давайте представим, что все госзакупки в Латвии ведутся через криптовалюту или блокчейн…

– Тут есть один важный момент, который следует четко разделять. Криптовалюта и блокчейн – это две разные вещи. Блокчейн сам по себе — это онлайн база данных. Это система записей, которую нельзя менять, удалить или потерять. С этой точки зрения блокчейн могут использовать многие. Есть страны, где реестры земли поставлены в блокчейны. У нас это тоже, конечно, могли бы ввести. Но, опять же, для этого необходимо политическое решение или решение конкретного учреждения. С криптовалютой связан другой вопрос. Существуют определенные рекомендации и Европейского Центробанка в этом вопросе, поэтому Латвийский  государственный банк тоже должен обратить на них внимание.

Да, но, например, если ввести принцип блокчейн в закупки, как вы думаете, например, цена нашего Южного моста или Латвийской национальной библиотеки изменилась бы? Если бы каждая закупка, каждый евро, скажем, был бы преобразован в криптоевро?

– Честно говоря, я не знаю ответа. Специалисты дают оценки строительным проектам. Мне сложно комментировать, как эта цена поменялась бы. Но с точки зрения рядовых жителей, конечно, это было бы более прозрачно и доверия у людей было бы больше.

Мультивалютный счёт в Bilderlings
Индивидуальные IBAN, 19 валют, платежы SEPA/ SEPA Instant / SWIFT, выгодный обмен, удалённое открытие за один день.

Не пропускайте новости